"Тульский паломник"Тульский паломник

 

Однодневные паломнические поездки.

«Тула Православная».

История проповеди христианства на Тульской земле

Тула - один из древнейших городов нашей Родины. Имя нашего города упоминается в летописях, относящихся к 1147 году.

Вот исторические строки летописи об этом: "Новгород-Северский и Курский удельный князь Святослав Ольгович, 1147 года, преследуемый врагами, своими братьями, в отчаянной храбрости пробился сквозь дружины их под Карачаевом, и скрылся в лесах вятичей; тут с остатками дружины своей и бродниками (вольница) ходил он собирать дани: с Козельска, ТУЛЫ, Дедославля, Мценска, Ельца и Пронска".

Эти места известны ранней проповедью христианства. Наша Тульская земля от основания на ней христианской веры была тесно связана с Киево-Печерской Лаврой и обязана ей своим просвещением. Священномученик Кукша вместе со своим учеником преподобномучеником Никоном пострадали в пределах нашего края и приняли мученическую кончину. Эти угодники Божии и есть первые святые, благодатию Божиею прославленные в пределах Тульской земли.

В конце ХI века князья черниговские покорили вятичей и стараниями князей и епископов черниговских с начала XII столетия началось просвещение вятичей христианской верой.

прп. Кукша Киево-печерский инок - преподобный Кукша много потрудился, просвещая вятичей Евангельским учением, за что вместе со своим учеником Никоном воспринял мученическую кончину. Подвиг его был столько славен и общеизвестен, что святитель Симон, епископ Владимирский, писавший свои сказания об иноках Киево-печерских в начале ХIII века, воскликнул: "Могу ли умолчать и о сем священномученике, черноризце того же Печерского монастыря, Кукше, о котором все ведают, как он бесов прогнал, вятичей крестил, дождь свёл с неба, озеро иссушил и многие чудеса сотворил и, после многих мук, усечен был с учеником своим Никоном".

Историки предполагают, что и до преподобного Кукши вятичи были знакомы со святой верой: в Курске и некоторых окрестных городах, находившихся в соседстве со страной вятичей, существовало христианство ещё в начале ХI века, как видно из жития преп. Феодосия. Святой Кукша мог крестить тех вятичей, которые ещё не были крещены.

Прикоснуться к седой старине всегда интересно для паломника, но гораздо важнее увидеть и узнать, что именно здесь, на этой древней земле, наши предки осознавали необходимость принятия христианства, крещения – ради спасения души, обретения Царства Божия, вечной жизни. И укреплялись в вере – возводили храмы, монастыри, часовни, ставили поклонные Кресты.

Кремль (реконструкция).Город Тула развивался как один из пограничных городов московского княжества. Наш город входил в ближайшую к Москве пограничную линию обороны от неприятелей.

Когда в 1552 году московский царь Иван Васильевич Грозный совершал поход на Казань, Крымский хан Девлет-Гирей захотел захватить Москву, воспользовавшись отсутствием в столице царя и войска. Но узнав, что царь с войском уже в Коломне, хан двинул свое войско на Тулу. Плохо вооруженные горожане заперлись в Кремле и мужественно отражали нападение врага. Под начальством царского наместника, князя Григория Ивановича Темкина-Ростовского, тулякам удалось отбить приступ татар. Войско Девлет-Гирея отступило на юг. Туляки же в память о мужественных воинах и в благодарность за милосердие Господа, даровавшего им эту победу над неприятелем решили выстроить монастырь в во имя Третьего Обретения честной главы св. Иоанна Предтечи. Монастырь был построен на месте наибольшего кровопролития – у юго-восточной стены Кремля.

Предтечев монастырь просуществовал до начала 19 столетия. В 1799 году после указа о перенесении архиерейской кафедры из Коломны в Тулу монастырь упразднили и превратили в архиерейский дом. В 1810 году Щеглове была построена летняя архиерейская дача. Второй епископ тульский преосвященный Амвросий обустроил загородный архиерейский дом с домовой церковью в честь св. Амвросия Медиоланского.

 

Богородичный Щегловский мужской монастырь

 

Туляки желали, чтобы в городе был устроен новый монастырь. Однако средств на строительство монастыря у горожан не было.

В середине 19 столетия в Москве жил благочестивый состоятельный человек, который пожелал сделать тайно богоугодное дело – построить храм. Узнав, что в Туле люди страдают от отсутствия монастыря, он, оставаясь неизвестным жертвователем, нанял строителей и вложил свои средства в это богоугодное дело.

Потомственный купец 3 гильдии Василий Иванович Макарухин был состоятельным человеком и неутомимым тружеником. Он руководил работами по производству церковной утвари в мастерских своего отца. Василий Иванович не получил художественного образования, но, будучи самоучкой, усердием и прилежанием достиг совершенства в своем ремесле. Мастерские Макарухиных производили добротные и изящные предметы, необходимые для исполнения богослужений и украшения храмов. Их изделия пользовались очень большим спросом.

В.И. МакарухинВасилий Иванович Макарухин, воспитанный в духе православного благочестия, был честным тружеником. Его труды скоро снискали ему глубокое доверие и уважение, которыми обыкновенно награждается честность в труде. Это очень содействовало развитию дела, торговых оборотов и умножению состояния. А состояние в его руках стало средством обязательной благотворительности. Василий Иванович много и охотно занимался благотворительностью. Деятельность эта всегда была целесообразна – средства направлялись туда, где проявлялась очевидная нужда в них, частная или общественная. К людям он относился с любовью и вниманием, никому не отказывал в посильной помощи. Василий Иванович жил скромно, и при этом он вкладывал большие средства в строительство и благоустройство храмов и монастырей. Он помогал голодающим, передавая деньги для помощи нуждающимся через благотворительные организации. Стараясь действовать тайно, Василий Иванович не всегда мог избежать знаков признательности благодарной общественности.

Благотворительность Макарухина распространялась повсюду, пока не сосредоточилась главным образом над созданием новой и во всех отношениях благоустроенной обители в Туле. Василий Иванович производил эту стройку так секретно, что никто о том не слыхал от него ни одного слова, да и мать его умерла, не зная о его богоугодном деле, и даже своему духовному отцу он рассказал об этом своем деле, когда монастырь уже был совсем готов и он решился уехать туда жить.

Официальное разрешение на открытие монастыря было дано Священным Синодом в 1868 г. Главный вход в монастырь образуют Святые врата, устроенные под аркой нижнего яруса колокольни, возвышающейся посреди западной стены монастырской ограды, в виде особой башни, непосредственно выходящей из стены, как ее составная часть.      
Внутри монастырской ограды, на середине площади, возвышается главный храм обители во имя Пресвятой Богородицы - Млекопитательницы.

Храм в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница» (заложен в 1860 г., освящен в 1864 г.) по своей величественности, красоте наружного и внутреннего оформления, глубоко продуманного основателем оснащения, церковной утвари и иконам вполне может быть отнесен к благоустроенным соборным храмам.

Архитектура храма, сохраняя чисто русские национальные формы, имеет свои особенные черты. Каменное здание кубической формы имеет два этажа и вместительное помещение, ставшее усыпальницею строителя храма и его ближайших сотрудников.

Первоначально храм был задуман одноглавым, позже, по желанию основателя монастыря В. И. Макарухина, были добавлены четыре шатра и храм стал пятиглавым. Деревянные стропила, покрытые листовым железом на четыре ската, окрашенные медянкой, образовали достаточно сложное завершение храма. Над крышей возвышаются пять куполов в виде отдельных восьмигранных башен со стрельчатыми кокошниками по верхнему краю и с шатровым покрытием каждая. Пять глав с вызолоченными маковицами (яблоками) увенчаны шестиконечными крестами.

В среднем куполе восемь окон с полукруглым верхом. На восточной стороне выступает троечастная алтарная апсида, со средним наибольшим выступом. Части алтарной апсиды разделены гранитными полуколоннами в высоту стены, от фундамента до карниза.

Естественному (дневному) освещению храма содействовало большое количество окон. Вход в храм один, с западной стороны. Над входной дверью в стене находилась икона Нерукотворенного Образа, живописной работы, написанная на железной доске, а вверху стены - крест.

Над входной дверью внутри притвора - икона Киево-Печерской Божией Матери. Из притвора, для входа в верхнюю церковь, сделана каменная лестница с 16 ступенями. В верхнем храме три престола: в центре - во имя иконы Божией Матери Млекопитательницы; правый, южный придел - во имя Рождества Иоанна Предтечи, левый, северный - во имя Василия Блаженного.

Пол в храме деревянный, крашеный, солея и алтарь на две ступени выше самой церкви. Клиросы ограждены деревянными, резными, позолоченными балясниками. Своды храма, равно как и купол, утверждены на четырехкаменной кладки четырехугольных столбах, находящихся посередине церкви, карнизы вверху арок позолочены.

Иконостас верхнего храма устроен в 1859 столярной работы, весь с резьбой, позолочен и состоял из трех ярусов. Царские Врата - резные, сквозные, позолоченные в середине.

В нижнем теплом этаже храма Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы было предположено устроить три престола, но к 1895 году было только два: в центре - св. Иосифа Песнописца, св. Георгия иже в Малеи и в северном приделе - во имя Рождества Христова.

На юго-восток от главного храма Богородицы-Млекопитательницы на расстоянии около 20 метров от него находится небольшая церковь Успения Пресвятой Богородицы. По времени - это первый храм на территории монастыря: он устроен вместе с монастырской оградой и прямо в юго-восточной ее башне, к которой непосредственно примыкают и настоятельские келии. Таким образом, Успенская церковь являлась домовой. При строительстве церкви в ее фундамент были положены четыре кирпича, привезенные иеромонахом Никандром из Киево-Печерской Лавры и там освященные. Из той же Лавры привезена небольшая икона Успения - копия Киевской, которая помещалась над царскими вратами. Освящение храма и антиминса Успенской церкви состоялось 9 июня 1863 года.

Храм Богородицы-Млекопитательницы был летним храмом и отопления не имел. В непосредственной близости от него, к северо-востоку, в 1886 г. было заложено новое здание теплого (отапливаемого) храма, который был освящен 24 сентября 1889 года. В 1889 году отмечалось 25-летие пребывания архиепископа Никандра на Тульской кафедре. Новый храм был посвящен памяти преподобному Никандру Псковскому - покровителю маститого Владыки.

В связи с тем, что в зимнее время молящихся собиралось больше, чем мог вместить храм преп.Никандра в 1891-92гг. племяником В. И. Макарухина - Николаем Феодоровичем Мусатовым - с западной стороны была сделана пристройка, вдвое увеличившая площадь храма. Полукруглые своды на дугообразных арках и крестовидный план здания придают ему массивность и величие. Голосники в сводах дают прекрасную акустику.

Святыни Богородичного Щегловского монастыря: чудотворные старинные иконы Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы в храмах обители; мощевик; кионы с частицами мощей свт. Николая Чудотворца, св. Великомученика и Целителя Пантелеимона, свт. Спиридона Тримифунтского; свт. Николая Казахстанского и Аламатинского.

Собор Тульского Кремля

Успенский собор Тульского кремля. По предположению исследователей, в середине вновь построенного в 1520 г. каменного Тульского кремля находилась первоначально деревянная церковь. В 1626 г. эта церковь носила название Архангельского собора и имела придел в честь Василия Парийского. В 1684—1685 гг. была построена первая каменная церковь и при ней небольшая колокольня. Новый собор назывался Успенским и имел два придела: Архистратига Гавриила и свт. Тихона Амафунтского.

Тула. Общий вид кремля Ныне существующий собор построен в 1762—1766 гг. Имя талантливого зодчего, создавшего собор, не сохранилось. В 1767 г. с правой стороны собора был освящен придел во имя Святого Иоанна Златоуста, упраздненный в 1799 г. В 1772 г. к западу от собора начата постройка четырехъярусной, с высоким позолоченным шпилем, колокольни (с часами) по проекту архитектора Праве. Колокольня закончена после 1781 г. Под колокольней находился небольшой храм в честь Святого Тихона Амафунтского ( 1778 г.) с приделом Святого Иоанна Златоуста ( 1853 г.). Колокольня сгорела и разобрана в 1936 г.

Архитектурный план храма предельно ясен и монументален: над мощным и почти кубическим объемом возвышаются пять широко и свободно поставленных восьмигранных световых барабанов, увенчанных луковичными главами с простыми коваными крестами. С востока к основному объему примыкает низкий алтарь с выступающей закругленной апсидой.

С простым объемным построением храма резко контрастирует его богатое декоративное оформление в нарядных формах русского барокко. Все фасады собора покрыты сплошным узорчатым ковром насыщенного декоративного убранства. Внутреннее пространство собора представляет собой высокий просторный светлый зал с четырьмя столпами, несущими своды. Хорошие пропорции и большая высота придают ему торжественный и величественный вид.

Успенский собор примечателен не только по архитектурному исполнению, но и по своей уникальной внутренней стенной росписи. Собор был расписан в 1765—1767 гг. «града Ярославля посадскими людьми стенного писания». Фрески замечательны и по технике исполнения и по художественному стилю, а особенно по глубине и содержательности тематики. Эта роспись — последнее и совершеннейшее создание мастеров русского фрескового письма. Ярославские мастера живописи в Туле повторили прекрасные настенные росписи церкви Святого Пророка Илии своего родного города.

Из всей стенной живописи собора особенно следует выделить картины, составляющие два определенных тематических комплекса: семь картин, изображающих Вселенские соборы; четыре картины на западной стене храма, передающие содержание книги «Песнь песней».

Изобразить в картинах книгу поэтически-аллегорического направления (какой и является «Песнь песней») — удел немногих художников. Перед живописцами стояла задача преподнести зрителям единство основной идеи текста, сконцентрировать в четырех картинах восемь глав труднейшей для понимания книги, которая, по выражению проф. А. А. Олесницкого, явилась «неуловимой загадкой, предложенной человеческому духу Духом Абсолютным». С этими задачами ярославские мастера блестяще справились: картины отличаются художественным вкусом по своей композиции, мастерством исполнения и глубиной понимания текста.

Книга «Песнь песней», допускающая различные толкования ее текста, в фресках Успенского собора приобретает еще и новое, принципиально отличающееся от других, раскрытие ее основной идеи. Богословский экзегес библейской книги выносится на стены храма, а фрески наглядно изъясняют символику духовного союза Христа-Искупителя и учрежденной им Церкви.

Большую художественную ценность представляет деревянный резной золоченый шестиярусный иконостас, сделанный тульскими резчиками.

Внутри собора с правой стороны около амвона, у стены, погребен архиепископ Никандр (Покровский, умер в 1893 г.), управлявший епархией более 30 лет.

Собор являлся свидетелем многих исторических событий нашей Родины: из собора после напутственных молитв ратные люди уходили на сражение с врагами, в нем же проходили встречи воинов после побед русского оружия.

В соборе хранились исторические реликвии: три знамени тульского ополчения 1812—1814 гг. и одиннадцать знамен войск, принимавших участие в крымской кампании 1855—1856 гг.

Собор возвращен верующим; в нем регулярно проводятся богослужения.

 

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы

 

 Благовещенская церковь - единственный в Туле архитектурный  памятник XVII века,   сохранившийся  почти в неизменном виде. Согласно надписи на каменной плите, вделанной в стену  паперти,  храм построен в 1692 году. По своему архитектурному стилю Благовещенская церковь является типичным примером небольших пятиглавых посадских храмов так называемого «московского типа». Объемно-пространственное построение храма традиционно для XVII века: к высокому, перекрытому сомкнутым сводом объему собственно церкви примыкает с востока закругленная апсида, а с запада - трапезная, за нею - невысокая шатровая колокольня. Два ряда окон в боковых фасадах придают церкви обманчивый облик двухэтажного здания, в действительности же храм одноэтажный, и все окна освещают единое внутреннее пространство.

Построение каменного храма связано с именем священника этой церкви Феофилакта Федорова. Федоров происходил из купеческой семьи. Уехав из Тулы, он хотел навсегда сохранить о себе память в родном городе. В притворе храма на правой его стороне до наших дней сохранилась вмурованная каменная плита из белого известняка. Из текста на плите следует, что построена церковь на личные средства Феофилакта Федорова, который в то время был настоятелем Троицкого монастыря в Астрахани.

Церковь имеет два придела: в честь святителя Леонтия Ростовского и в честь Иверской иконы Божией Матери. В храме сохранилась старинная чудотворная икона Божией матери «Иверская».

В Благовещенской церкви до сих пор есть исторически ценный образец чугунного фигурного литья эпохи позднего средневековья: в каменный пол трапезной вмонтирован фрагмент чугунного пола своеобразного рисунка.

 

Храм Свв. Двенадцати Апостолов

храм в честь Двенадцати АпостоловНа южной, так называемой «Воронежской», окраине г. Тулы, «близ Конной площади», в 1898 г. был поставлен первый деревянный храм в честь Святых Двенадцати Апостолов. В «Клировых ведомостях» за 1907 г. об этой церкви сказано: «Деревянная церковь пожертвована церковным старостой села Никольского на реке Упе, Одоевского района, с согласия причта и прихожан. Перевезена в Тулу и установлена на Конной площади с добавлением нижнего леса». Церковь освящена 17 декабря 1898 г. епископом Тульским и Белевским Питиримом.

Любовь наших предков к храмоздательству побудила их построить новый, большой каменный храм, который был заложен 8 июля 1903 г. тем же епископом Питиримом рядом с деревянной церковью Двенадцати Апостолов. До наших дней небольшая часовня у западных входных дверей храма ограждает место святого престола прежнего деревянного храма. Постройка каменного храма была закончена в 1908 г., а колокольня окончательно выстроена в 1909 г. (до этого в ограде стояла временная звонница на четырёх столбах).

Строителем храма считается местный кондитер Василий Евлампиевич Сериков (умер в 1919 г.), прах которого покоится у южной стены храма. Несмотря на то, что современное здание храма построено только в начале XX столетия, оно состоит в списке архитектурных памятников города, охраняемых государством.

В 1912 г. при храме были церковно-приходская школа, в которой обучались  9 мальчиков и 15 девочек, и рядом приходская богадельня для престарелых на 5 человек. Оба эти здания и сейчас стоят при входе в церковную ограду со стороны улицы П. Алексеева.

Пять луковицеобразных куполов крупного размера, поставленных на массивный куб из добротных красных кирпичей, составляют архитектурную композицию храма. Этот стиль является характерным для многих храмов средней полосы России, а невысокая кирпичная шатровая колокольня, примыкающая непосредственно к храму, со множеством кокошников и других украшений, дополняет общий ансамбль. Наличники окон (каждое окно обрамлено двумя пилястрами с капителями и завершено шлемовидной аркой), кокошники, балясины, аркатурный пояс (сделаны из белого известняка или окрашены в белый цвет) по кирпично-красному фону храма образуют белокаменное кружево, подчёркивая строгость и монолитность архитектурных форм, массивность и вместе с тем лёгкость и изящество всего строения.

Храм трёхпридельный: центральный — во имя Святых Двенадцати Апостолов, правый посвящён Святителю Николаю Чудотворцу, а левый — Великомученице Екатерине. Иконостас деревянный (в центральной части трёхъярусный, а в боковых приделах двухъярусный), позолоченный, богато украшен резьбой. Шесть больших и три средних резных киота в стиле иконостаса в центральном нефе составляют единый ансамбль и придают необыкновенно радостный и нарядный вид интерьеру храма. Это впечатление усиливается ещё тем, что полы храма, алтаря, солеи и широкая дорожка посредине храма от входных дверей до амвона — всё это выложено многоцветной, прекрасно подобранной цветовой гаммы метлахской плиткой.

У западных врат храма на чугунных столбах сооружены хоры, на которых располагаются певцы правого хора. Стены храма расписаны художественными изображениями и растительным орнаментом. Копии картин многих известных художников украшают храм. К чтимым святыням храма относятся: икона Страстного Спасителя, иконы Матери Божией Тихвинской, Успения (над царскими вратами главного алтаря, спускаемая на чтение акафистов в Успенском посту), Святителя Николая — перенесены из тульского Успенского женского монастыря; икона Божией Матери «Троеручица» — из церкви Великомученика Георгия на Ржавце, икона Божией Матери Боголюбской — из церкви Флора и Лавра, деревянный крест, полученный из Иерусалима.

В храме совершаются регулярные богослужения.

 

Свято-Сергиевский храм г. Тулы

 

Свято-Сергиевский храмХрам устроен при приюте для детей-сирот на средства в Бозе почившего митрополита Московского и Коломенского Сергия (Ляпидевского). Начало строительства в 1895 г., роспись закончена в 1901 г. мастером Н.Сафоновым.

Зданием каменная, наподобие корабля, с таковою же колокольнею. Руководил строительством протоиерей Михаил Александрович Рождественский, был первым настоятелем, похоронен внутри храма с северной стороны.

Освящена архиерейским служением 8 ноября 1898 г. Закрыта в 1918 г, и вскоре вновь открыта уже как приходская. Окончательно закрыта в 1935г. Колокольня разрушена. Храм возвращен верующим в 1991 году.

Престолов в ней было два: один на хорах, устроенных вокруг внутренних стен храма во имя преподобного Сергия, а другой внизу, под особым куполом во имя великомученика Пантелеимона. Имелась икона с частицей мощей вмч. Пантелеимона и свидетельство за № 174, выданное от Русского на Св. Афонской горе монастыря св. Вмч. Пантелеимона в том, что по желанию Высокопреосвященнейшего Митрополита Московского Сергия дарована означенной обителью в неотъемлемое достояние Его Высокопреосвященства частица св. мощей вмч. Пантелеимона; в конце свидетельства - надпись почившего Владыки: "Частица мощей вмч. Пантелеимона, при сем подлинном свидетельстве, для всегдашнего пребывания и чествования препровождается в храм преподобного Сергия, что у Московских ворот в городе Туле".

В храме имеются: подаренная Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в день посещения храма в 1999 г. икона Спасителя; икона XIX в. преп. Сергия из Троице-Сергиевой Лавры с частичкой св. мощей, подаренная Высокопреосвященным Алексием, ныне архиепископом Тульским и Белевским; икона свт.Николая с частицей св. мощей; икона прп.Серафима XIX в. с частицей св. мощей.

 

Пречистенский храм

 

Пречистенский храмПриход образован в XVII в. Пречистенская деревянная церковь существовала в Заречье недалеко от современного храма ещё в 1629 году, в 1730 году на её месте воздвигли храм Трёх Вселенских Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. В 1789 году храм был разобран и на его месте в 1792 году по проекту архитектора К.С. Сокольникова построили новый храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделами Трёх Святителей и иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».

Главная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы заново устроена и освящена в 1808 г. В 1789 году при постройке храма в земле была найдена икона «Знамение Пресвятой Богородицы» сделанная из меди, которая стала очень чтимой у верующих. Вскоре рядом с храмом была построена колокольня, богодельня и приходская школа, а в 1897 году вокруг храма сделана железная ограда.

В этом храме в конце XIX века священником работал митрополит Московский Сергий.

В 1930-х годах ограду и колокольню разобрали, а храм закрыли. Многие годы в нём размещался склад, но теперь он возвращён епархии, это действующий храм.

В настоящее время сюда перенесена из Сергиевского храма икона «14 тысяч святых младенцев, Христа ради избиенных в Вифлееме». Каждую субботу после литургии здесь совершается служба с чтением покаянного акафиста жен, загубших младенцев во чреве своем.

 

Всехсвятский собор

 

Всехсвятский соборС 1944 г. кафедральным собором Тульской епархии стал Всехсвятский храм, который находится на территории кладбища.

Возникновение особых больших кладбищ в городе Туле напоминает собой страшный 1771 год. Моровая язва, эпидемия чумы, пронеслась тогда по многим губерниям центральной России, захватив Калужскую, Московскую, Владимирскую и Тульскую губернии. Люди во множестве умирали, города пустели. И только заступничеством Богоматери, через Её прославившийся образ "Боголюбивая", наша губерния избавилась от этой страшной беды. И благодарные предки построили храм в честь этого прославившегося образа.

Для захоронения великого множества умерших был издан указ "о не хоронении при церквах, об отводе для того особых кладбищ за городом на выгонных землях и о построении там кладбищенских церквей". Такие места в 1772 году были отведены: одно - на посадской (вне города, где садили и сеяли), другое на оружейной стороне.

"На первый случай" была построена деревянная церковь в честь Всех Святых, и кладбище стало именоваться Всехсвятским. Церковь эта стояла недолго, как только она была выстроена в 1773 году, так в том же году, по прошению тульских горожан на том же месте разрешено было построить каменную церковь. Стараниями тульских купцов Герасима Степановича Сушкина, Ивана Афанасьевича Герасимова и Никифора Девяткина в 1776 г. началась постройка каменного храма. Строительство продолжалось 49 лет - с 1776 по 1825 год.

Нижний храм был построен на средства купцов Ивана Герасимова и Герасима Сушкина, останки которого захоронены в стене центрального храма, где находится мемориальная доска. Нижний храм имеет три престола: центральный - во имя второго Пришествия Христова (Страшного Суда), северный (левый) - во имя воскрешения праведного Лазаря, южный (правый), где стоял деревянный храм, остался именоваться в честь Всех Святых. И в народе и во всех документальных актах сохранилось до сих пор первоначальное название "Всехсвятская церковь". В 1776 году нижний этаж со всеми приделами был построен и 25 июня ст. стиля того же года был освящён.

К празднованию 1000-летия Крещения Руси ( 1988 г.) при правящем архиепископе Максиме (Кроха, ныне архиепископ Могилевский и Мстиславский, Белорусский экзархат) крест на колокольне был заменён новым, и крест, и шпиль с цоколем были позолочены. Несмотря на то, что между началом строительства обоих объектов - колокольни и церкви (1833 - 1876 гг.) прошло более 50 лет (точнее - 57), архитектору-проектировщику Василию Федосеевичу Федосееву, как талантливому зодчему, удалось сохранить архитектурное единство Всехсвятского ансамбля: характерные портики со спаренными колоннами на углах храма построены зодчим в обоих верхних ярусах колокольни.

По своему стилю храм относится к раннему русскому классицизму второй половины 18 столетия. На собственный капитал церковный староста купец Пирожников на углах первого этажа колокольни 18 августа 1867 г. поставил четыре чугунных фигуры трубящих ангелов, имеющих меру в вышину 4 аршины, отделанных под бронзу, которые и сейчас украшают здание колокольни.

И ещё одна достопримечательность была на колокольне. Церковный староста купец Пётр Прокофьевич Миронов подарил храму колокол весом в 1000 пудов (16 тонн). 21 сентября 1889 года колокол был водружен на 3-й ярус колокольни. До нашего времени этот колокол не сохранился. Где-то в 20 - 30 безбожные годы были спилены крепления, и колокол всей своей огромнейшей массой снёс всё на своём пути, упал и разбился.

До 1972 г. колокольня стояла изувеченная и обезображенная. И только стараниями и большими трудами тогдашнего ключаря протоиерея Льва Махно, она обрела благолепный вид и прекрасное внутреннее обустройство.

Стены нижнего, а затем и верхнего храмов были в 1955-1960 гг. расписаны на библейские и евангельские темы замечательными московскими художниками Павлом Александровичем Гладковым и Виктором Михайловичем Голубевым. Художники для стенописи брали лучшие образцы кисти, все сюжеты и орнаменты выполнены на высоком уровне. В 1992-1993 гг. по благословению правящего архиерея митрополита Серапиона, ныне покойного, верхний и нижний храмы были полностью промыты и отреставрированы.

Из современных кафедральных соборов тульский Всехсвятский собор является одним из величественнейших произведений искусства, его внутренняя композиция производит незабываемое впечатление торжественностью и нарядностью интерьера и оригинальной архитектурой. Построенный на возвышенной местности он виден со всех точек города, доминирует на общем фоне города и вместе с высокой и стройной колокольней прекрасно вписывается в общую панораму г. Тулы.

 

Успенский женский монастырь

 

Преображенский и Успенский8 сентября 2007 года, накануне празднования 860-летия Тулы, состоялась торжественная передача в ведение Тульской епархии РПЦ Успенского храма бывшего Успенского женского монастыря, находящегося на площади близ стен Тульского кремля. В церемонии возвращения храма Русской православной церкви приняли участие архиепископ Тульский и Белевский Алексий, первые лица города и области, духовенство и паства.

Ранее в храме находился Государственный архив Тульской области. Теперь, после передачи храма, здесь регулярно совершаются богослужения. Первая служба в Успенской церкви состоялась 8 сентября, после почти векового перерыва.

Договоренность с областной властью о передаче этого храма Церкви была достигнута еще в 1999 году во время первого визита в Тулу Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Однако реализовать ее на практике удалось только сейчас, поскольку размещавшийся в храме архив долго не мог перебраться в новое здание.

Успенская церковь, построенная на рубеже XIX-XX веков, служила главным храмом Успенского женского монастыря, закрытого после революции. В народе эту церковь из красного кирпича, расположенную на главной площади города и являющуюся его доминантой, прозвали "черной" - за цвет куполов.

В Успенский собор, что на площади перед Тульским кремлем, торжественно перенесены мощи святого Иоанна Тульского.

Блаженный Иоанн, Христа ради юродивый, Тульский Чудотворец.

День памяти 25 января (н. ст.) В миру его звали Иван Степанович Котельников, он родился 23 сентября по старому стилю, а по новому 6 октября, 1773 года в богатой купеческой семье от благочестивых родителей Степана Романовича и Анны Дмитриевны Котельниковых. Крещен в честь святого апостола Иоанна Богослова. От природы Иван был талантливым и трудолюбивым. Получил хорошее домашнее образование. Отец рано приобщал сына к торговому делу. Но не земного, тленного, богатства искала его душа. Он много читал, особенно слово Божие и жития святых. Его светлый ум и добрейшая душа, просвещенная благодатию Божией, жаждали иного богатства. Он очень рано понял суетность и временность этой жизни и всею душею устремился к Богу. По благословению блаженной Евфросинии Колюпановской, Христа ради юродивой, он вступил на путь юродства Христа ради. Ему было всего 17 лет.

Этот подвиг как бы вмещает в себя почти все прочие подвиги: монашеские, подвижнические, мученические и пророческие. При внешнем кажущемся безумии скрывается тяжелейший подвиг поста, молитвы, терпения обид и насмешек и всех неудобств житейских – и холода, и голода и всего прочего… Постоянное памятование о Христе распятом было для него как песнь для херувима. Имея эту непрестанную память о Боге, он правую руку всегда держал поднятой вверх.

По воспоминаниям жителей города блаженный Иоанн ходил в полосатом халате, с открытой грудью, с непокрытой головой, зимой и летом босой. Родные его, болея за него душой, старались одеть его в хорошую одежду, но все было напрасно. Он тут же все раздавал, оставаясь в своем рубище. Любовь к ближним побуждала его посещать те дома, где была беда. Он утешал в скорбях, ободрял в напастях, плакал с плачущими, радовался с радующимися, помогал молитвой страждущим.

Люди знали его как человека Божия и на своем опыте познавали истинность слов Священного Писания, где говорится, что «много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5,16).

Вот некоторые сведения о блаженном Иоанне, собранные священником о. Сергием Архангельским и Иваном Матвеевичем Суриковым, издавшими каждый отдельно свою книгу в 1912 году. Все они говорят о нем как о великом праведнике. Еще при жизни своей он имел от Господа дар прозорливости и чудотворения.

Туляки сохранили память о том, как блаженным был предсказан ужасный пожар 1834 года. За несколько месяцев до него он ходил по улицам города, размахивая руками, и дул во все стороны. Перед самым пожаром блаженный обошел все монастырские кельи и везде закрыл печные трубы. Монастырь уцелел от пожара, тогда как все здания вокруг были уничтожены огнем.

На Воздвиженской улице был богатый дом помещика Есипова, а рядом бедная хатка вдовы с детьми. Приходит Иван Степанович и ковшом расплескивает воду по всему двору вокруг дома и уходит. В тот же день в доме Есипова случился пожар, который уничтожил целый квартал строений, кроме этой бедной хатки. На это чудо многие приходили посмотреть.

Некий пастух, стерегший стадо, видел как Иван Степанович подошел к реке Упе и пошел прямо по поверхности воды. Увидев это, пастух обомлел. Блаженный подошел к нему и сказал: «Душа моя, что видел, никому не говори до моей смерти. Если скажешь, то будешь строго наказан». Об этом случае пастух рассказал, когда пришел проститься с умершим.

Много, много таких преданий сохранилось о нем. Но не об этих делах больше всего нужно помнить, а о том внутреннем подвиге, о великом смирении и уничижении себя, которые и привели блаженного к духовному совершенству. Часто в полночь видели юродивого молящимся перед Животворящим Крестом Господним, который находился на паперти Тульского Успенского собора в Кремле или на паперти в Николочасовенском храме.

Всю свою сознательную жизнь – 60 лет, он нес такой величайший подвиг: и внешний – летом босые ноги юродивого были изуродованы острыми камнями мостовых, а зимою имели кожу, лопнувшую от холода. Даже в жестокие морозы он молился и немного отдыхал на каменных плитах церковной паперти. И внутренний – великий молитвенный подвиг, часто скрытый от людей, но всегда благоугодный Богу. Некоторые видели блаженного, молившегося перед Крестом на паперти, окруженного светлым сиянием благодати Божией и стоявшего как бы на воздухе. Эта-то благодать и сила Божия хранила и укрепляла Блаженного в его чудном подвиге юродства.

Он предсказал и день своей кончины, сказав, что «через 2 дня у них будет пир!», что в точности исполнилось. Блаженный старец скончался 12/25 января 1850 года. Епископ Дамаскин, Тульский и Белевский, со множеством духовенства и народа совершил отпевание почившего. Блаженный был погребен на паперти Николочасовенского храма на месте своих подвигов. Впоследствии храм был увеличен в размерах пристройками, и могила юродивого старца оказалась внутри церкви.

В 30-е годы, когда храм был разрушен, святые останки блаженного Иоанна были перенесены на Всехсвятское кладбище. В 1988 году к 1000-летию крещения Руси архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил Иоанна Котельникова к лику местночтимых святых. В 1990 году 3 августа Владыка Серапион, митрополит Тульский и Белевский, с духовенством Собора совершили обретение его святых мощей.
Итак, прославляя блаженного Иоанна, мы выражаем к нему и его многотрудному подвигу глубокое уважение и благоговение, и в меру своих сил подражаем ему, сами духовно растем, совершенствуемся, чтобы и нам вместе с ним быть достойными наследниками Царства Небесного.

 


На главную | О паломническом центре | Контактная информация | Библиотека | | ©2007 "Тульский паломник"

Hosted by uCoz